Дети с нарушением зрения требуют особого подхода!

Проблемы со зрением у детей встречаются в настоящее время нередко. Они могут быть как врожденными, так и приобретенными, и в обоих случаях необходима коррекция. Малышам с такими проблемами познавать окружающий мир, адаптироваться к социальной жизни сложнее, нежели их сверстникам, не имеющим их. В связи с этим дети с нарушением зрения нуждаются в особом подходе в воспитании, образовании, физическом развитии. Они уязвимы, ранимы, и это нужно учитывать при взаимодействии с ними. Но в силах родителей, врачей, педагогов улучшить как физическое их состояние, так и психологическое, стать для них проводниками к нормальной социальной жизни.

Виды нарушения зрения у детей

Есть несколько критериев, по которым они определяются.

амблиопия у детей - одно из нарушений зрения у детей

Одним из распространеня амблиопияных нарушений зрения у детей являет

Так, нарушение зрения у ребенка может быть таких видов:

  • Функциональное. Оно характеризуется наличием изменений, поддающихся коррекции либо вовсе проходящих со временем самостоятельно. Примерами таких болезней глаз детей являются астигматизм, дальнозоркость, близорукость, косоглазие;
  • Органическое. Это более тяжелый случай, поскольку причиной проблем при нем выступают изменения структуры органов зрения либо зрительного анализатора морфологического характера. Нередко органические нарушения зрения у детей сопряжены с другими серьезными проблемами – нарушением слуха, ДЦП, задержкой умственного развития и т. д.

Согласно причинам, обусловившим явление, выделяют такие его виды:

  • Врожденное. В этом случае повреждающий фактор оказывает воздействие на организм малыша во время внутриутробного его развития. Чаще всего провокаторами разного рода проблем становятся расстройства метаболической природы, инфекции;
  • Наследственное нарушение. Склонность к болезни может передаваться по наследству, и проявиться заболевание может, в том числе у маленького пациента;
  • Приобретенные недуги, развивающиеся из-за воздействия провокаторов, которое осуществлялось после рождения малыша. Это могут быть, например, травмы, инфекции.

Классификация детей с нарушением зрения

Она осуществляется в зависимости от остроты зрения маленького пациента. Этот показатель определяется его способностью зрительно воспринимать 2 яркие точки, отстоящие от него на минимальном расстоянии. Если в офтальмологической таблице он видит знаки, буквы, находящиеся в 10 ряду, на расстоянии 5 м, острота зрения считается нормальной, соответствует значению 1,0. При наличии отклонений от этой нормы вверх либо вниз при восприятии букв и знаков в 10 ряду изменение остроты зрения соответствует значению 0,1.

Классификация детей с нарушением зрения такова:

  • Слабовидящие. Значение нарушения остроты зрения у таких пациентов составляет 0,05-0,2 ед. Данное отклонение, будучи существенным, не мешает ребенку тем не менее воспринимать из окружающего мира информацию посредством органов зрения. В силу того, что у него формируются зрительные образы, малыш может посещать детский сад, школу, впитывать учебный материал, читать, писать;
  • Слепые. В этом случае при диагностике определяется абсолютная остановка в развитии зрения, отсутствие образного восприятия информации из окружающего мира. У слепых детей может быть остаточное зрение, острота которого составляет 0,04 ед., и это значение приходится на глаз, который видит лучше при применении средств, способствующих коррекции зрения. В ряде случаев сохраняется способность различать свет. Таким пациентам обычно показано домашнее обучение либо посещение детского сада, школы компенсирующего типа;
  • Частично слепые. У таких деток сохраняется способность к различению света, формированию образов. Показатель остроты зрения составляет 0,005-0,4;
  • Тотально слепые. В этом случае диагностируется полное отсутствие зрительных образов. Деткам с таким диагнозом показано индивидуальное обучение, воспитание, и не показано посещение детского сада.

В зависимости от того, когда развивается нарушение зрения у детей, пациентов классифицируют и таким образом:

  • Слепые с рождения малыши, у которых диагностирована полная слепота уже при появлении на свет либо проявила себя в первые три года жизни ребенка;
  • Малыши, у которых слепота развивается постепенно. С момента рождения у таких деток развитие зрительной функции происходит с 6 лет или позже останавливается.

Причины нарушения зрения у детей

Они бывают врожденными и приобретенными.

Коррекция зрения у детей с его нарушениями

Нарушения зрения у детей можно корректировать с помощью очков

Врожденные причины проблемы могут быть такого характера:

  • Воздействие на организм ребенка вирусов, бактерий, паразитов. Даже перенесенный будущей мамой грипп во время беременности может спровоцировать проблемы со зрением у будущего ребенка;
  • Нарушенный обмен веществ в период внутриутробного развития плода;
  • Генетическая обусловленность;
  • Доброкачественные врожденные новообразования головного мозга малыша.

Среди приобретенных причин врачи выделяют следующие:

  • Травмы. Часто провокатором становятся травмы головы, полученные в раннем возрасте ребенком, а также родовые травмы;
  • Внутричерепное либо внутриглазное кровоизлияние;
  • Повышение глазного давления;
  • Последствия перенесенных болезней. Это могут быть как болезни вирусного, бактериального характера, так и заболевания иного рода;
  • Преждевременные роды у мамы малыша тоже входят в список приобретенных причин нарушения зрения у ребенка.

Особенности развития детей с нарушением зрения

Маленькие пациенты с подобными проблемами крайне зависимы от взрослых, и прежде всего, безусловно, от родителей, воспитателей, учителей. Их проблемы можно обнаружить сразу же при их появлении в кругу сверстников, у которых их нет.

Вот какие особенности присущи таким деткам:

  • Сниженная координация движений, что особенно заметно во время подвижных игр с другими ребятами. У детей с нарушением зрения снижена или отсутствует напрочь инициативность при таких играх, что объясняется их неуверенностью в собственных движениях, ощущением неловкости и даже некой неуклюжести;
  • Ограниченный зрительный контакт, жесты, мимика при общении с людьми. Иногда они и вовсе могут отсутствовать;
  • Школьники и подростки, страдающие нарушением зрения, имеют отличительную черту – чрезмерное развитие речевой функции. Вместе с тем в дошкольном возрасте речевая функция у таких деток развита слабо.

Особенностью ребят, у которых есть проблемы со зрением, является то, что они постоянно нуждаются в похвале, одобрении со стороны взрослых – родителей, воспитателей, педагогов.

При сниженной остроте зрения у ребенка может проявляться нарушение развития когнитивных процессов – речи, памяти, внимания. Слепые малыши нередко длительное время могут неправильно называть предметы, поскольку не могут соотнести их с изображением.

Дети с нарушением зрения

Дети с нарушением зрения обычно испытывают дискомфорт — физический и психологический

Физическая активность – один из ключевых моментов в развитии ребенка с нарушением зрения. Для развития мышц, координации движений, ориентировании в пространстве, развитии жизненно важных навыков необходимо вовлекать малыша в подвижные игры, развлечения.

Нужно помнить, что при определении физической нагрузки и ее видов для каждого маленького пациента, необходима консультация офтальмолога. Если она определена и распределена неверно, могут быть негативные последствия для здоровья малыша.

В семье важно вовлекать малыша в бытовые дела, выполнение своих обязанностей. Это позволит ему не чувствовать себя не таким, как все, поможет приспособиться к обычной жизни, снизить проблемы с социализацией.

Особенности психического развития детей с нарушениями зрения

Всестороннее развитие необходимо каждому ребенку, а слабовидящим и слепым малышам оно необходимо многократно. Развитие навыков, компенсаторных способностей, социализация – все это зависит от того, насколько ответственный подход к этим аспектам проявят родители, воспитатели, педагоги.

В психическом развитии детей с нарушением зрения выделяют такие закономерности:

  • Некоторое отставание в умственном и физическом развитии в сравнении со сверстниками с нормальным зрением. Это обусловлено более низкой активностью малыша в аспекте освоения окружающей среды;
  • Этапы развития у них не совпадают с периодами развития их зрячих сверстников, но только до того момента, пока остальные органы чувств не начнут компенсировать отсутствие достаточно развитого зрения. В этот период он сравнивается в психическом, умственном, физическом развитии с одногодками;
  • Слабовидящим и слепым детям характерно непропорциональное развитие личностных качеств, когнитивных процессов. Их мышление и речь развиваются быстрее, а вот развитие координации движений, ориентация в пространстве – несколько медленнее.

Слабовидящие и слепые малыши начинают ходить позже одногодок – в ряде случаев обучение этому навыку занимает 2-3 года. Что касается импульсивности дошкольников с нарушением зрения, то она практически на том же уровне, что и у их сверстников, но в силу плохо развитой координации, неуверенности в себе, проявляется она обычно немного ярче, резче.

Методы диагностики нарушений зрения у детей

В офтальмологии используются специальные методы диагностики нарушений зрения у детей

Помимо физического развития, нужно правильно подбирать игрушки для ребенка с нарушением зрения. Они должны быть яркими, крупными, иметь фактурную поверхность. Такие игрушки помогают стимулировать остаточное зрение, осязание. Особенно любимы слабовидящими и слепыми детками музыкальные, издающие звуки игрушки.

При обучении малышей каким-либо навыкам следует продолжать повторять упражнения, занятия до тех пор, пока навык не будет им полностью освоен.

Не нужно ограничивать общение ребенка с нарушением зрения со зрячими людьми – как детьми, так и взрослыми.

Если у ребенка есть такие проблемы, нелишним будет отдать его в специализированное дошкольное учреждение. В нем малыш будет получать воспитание и обучении в соответствие со своими потребностями, обусловленными его особенностями.

Диагностика нарушения зрения у детей

Когда малыш еще совсем крошечный, производить можно только косвенную проверку остроты зрения, и выполняет ее оптометрист. Ребенку показывают табличку, которая разделена на две половинки. Одна из них пуста, а на второй изображены полосы. Взор малыша должен в норме направляться на полосчатую половину таблички. Крохе показывают таблички и далее, но каждая из них с более тонкими и тонкими полосками. Обследование продолжается, пока кроха не перестанет реагировать на полосчатую сторону таблички. Исследование проводится поочередно для каждого глаза. На основании этой методики врач делает вывод о том, достаточная ли острота зрения у крохи для его возраста.

В возрасте чада 2-3 года родители могут самостоятельно протестировать его на наличие нарушений зрения. Нарисуйте рисунок, например, с деревьями, некоторые листья на нем прорисовав четко, а некоторые не закрасив, дом с дверьми, окнами и т. д. Попросите ребенка описать рисунок, обращая внимание на то, может ли он различать детали. Если так и происходит, при этом ребенок не старается приблизиться к рисунку ближе чем на 20 см, можно сделать вывод о том, что зрение у него в норме. Исследовать рисунок кроха, тоже должен поочередно закрывая глаза.

Офтальмологи для выявления близорукости либо дальнозоркости используют таблички с изображением колец, находящихся друг в друге. Каждое из колец соответствует определенному показателю остроты зрения. Различить кольца испытуемый должен с расстояния 5 м.

Для выявления астигматизма можно предложить ребенку пройти тест с использованием лучистой фигуры. Например, можно изобразить солнце с чередованием коротких и длинных лучиков, ширина которых должна быть одинаковой. Испытуемому нужно предложить рассмотреть изображение с расстояния 1 м. Ребенок должен с поочередно закрытыми глазами рассмотреть рисунок, и, если есть существенные различия в его восприятии и действительно прорисованных деталях, следует обратиться к офтальмологу.

При подозрении на какие-либо нарушения зрения офтальмолог проводит исследование диска зрительного нерва, сетчатки, передней глазной камеры, конъюнктивы. Также врач определяет тип нарушения преломляющей глазной силы – рефракции.

Нарушение зрения у детей: современные методы лечения

диагностика нарушения зрения у детей

Диагностические методы помогут выявить нарушения зрения у детей

Большая часть болезней глаз у детей поддается коррекции, и чем раньше ею заняться, тем больше шансов на победу в этой борьбе. Дабы не доводить болезнь до оперативного вмешательства, можно своевременно прибегнуть к одному из современных методов коррекции:

  • Лазерная коррекция. Эта методика широко применяется для лечения астигматизма, дальнозоркости, близорукости. Посредством лазерной коррекции можно устранять даже ярко выраженные нарушения зрения;
  • Фотостимуляция. Техника лечения предполагает применение световых импульсов для воздействия на сетчатку, зрительный нерв. Амблиопия, дальнозоркость, близорукость – с этими заболеваниями позволяет успешно справляться фотостимуляция;
  • Цветотерапия. При косоглазии, близорукости, зрительном переутомлении данная методика показывает хорошие результаты. Она предполагает оказание воздействия на сетчатку глаза посредством световых волн разной длины, что стимулирует ее чувствительность, способствует восстановлению остроты зрения. Техника проведения цветотерапии предполагает применение фиолетового, синего, зеленого, красного цветов;
  • Магнитотерапия. У детей эта методика используется для борьбы с амблиопией. При воздействии на орган зрения магнитным полем расширяются сосуды сетчатки, ускоряются регенеративные процессы, снижается внутриглазное давление;

  • Электростимуляция зрительного нерва – один из самых эффективных способов лечения косоглазия, амблиопии, близорукости. Благодаря электростимуляции улучшается проводимость импульсов через зрительный нерв;
  • Видеокомпьютерная коррекция. Этот вид лечения осуществляется посредством специального курса упражнений для мышц, сетчатки глаза. Эффективен при лечении косоглазия, амблиопии, дальнозоркости.

Используются и такие популярные методы коррекции, как ношение очков, линз.

Профилактика болезней глаз у детей

Ввиду того, что в ряде случаев нарушения развиваются еще во внутриутробном развитии ребенка, будущей маме следует беречь себя от недугов, которые могут спровоцировать проблемы со зрением у будущего малыша.

Дети с нарушением зрения могут социально адаптироваться

Дети с нарушением зрения могут быть счастливыми и гармонично развитыми, если их развитию родители уделяют должное внимание

Профилактику необходимо осуществлять с первых недель жизни крохи. Первый визит к врачу-офтальмологу необходимо нанести, когда малышу исполнится 1 месяц для диагностирования возможных врожденных нарушений или их исключения.

Далее обязательно нужно проверить остроту зрения, когда ребенку будет 2-3 года.

Для профилактики приобретенных болезней глаз следует делать гимнастику для органов зрения. Следите за тем, чтобы малыш не проводил много времени за компьютером, не читал лежа, и делал во время «общения с книгой» перерывы длительностью в несколько минут.

Чтобы увеличить шансы на успешную коррекцию нарушенного зрения у детей, следует как можно раньше обратиться к офтальмологу и начать лечение.

Поделитесь своим мнением

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три × 5 =